Статьи

В разделе «Биография» размещены статьи о жизненном пути П.А. Столыпина, различных сторонах его государственной деятельности, о ходе социально-экономических реформ и их результатах. Часть материалов была предоставлена Фондом изучения наследия П.А. Столыпина.

Формирование основ правового государства

Все проекты реформ в истории дореволюционной России были внутренне противоречивыми. Они изменяли элементы государственной системы во имя сохранения главного — самодержавной модели управления. Новаторство П.А. Столыпина как реформатора заключалось в том, что он проводил политику последовательной модернизации всех политических и общественных институтов Российской империи. Это относилось и к проблеме государственного управления. Отсутствие полноценного диалога между властью и обществом — одна из болевых точек в истории России 19 столетия. Игнорирование этой проблемы приводило к дестабилизации общественно-политической жизни, в условиях которой проведение насущных реформ было невозможным. Диалог между властью и обществом можно было осуществить лишь посредством институтов правового государства.

П.А. Столыпин был сторонником законодательного представительства, без которого проведение преобразований в правовой, экономической и социальной сфере не имело бы смысла. Однако взаимодействие между правительством и первыми составами Государственной думы оказалось невозможным, так как депутаты не считали нужным вести диалог с исполнительной властью и видели перспективы развития страны вне рамок действовавшей правовой системы. В итоге правительство встало перед необходимостью реформировать избирательное законодательство. Благодаря избирательному закону 3 июня 1907 года, Третья Государственная дума аккумулировала наиболее конструктивно мыслящие общественные силы страны, склонные к сотрудничеству с властью во имя решения насущных политических, социальных и экономических проблем.

Правительство искало договоренностей с народными представителями по каждому вопросу законодательства. Министры регулярно посещали пленарные заседания Государственной думы и Государственного совета, выступали на них, работали в комиссиях представительных учреждений. Сам П.А. Столыпин неоднократно выступал в стенах Таврического дворца, заслужив славу одного из лучших ораторов России. Депутаты Государственной думы и члены Государственного совета неоднократно приглашались министрами на частные или полуофициальные совещания, где в спокойной обстановке обсуждались предстоявшие обсуждению законопроекты.

Опыт взаимодействия представительной и исполнительной властей в период премьерства П.А. Столыпина уникален в истории России. По сути дела, впервые был реализован правовой механизм общественной экспертизы правительственных инициатив. Реформы были не плодом бюрократического волюнтаризма, а результатом поиска компромиссов между властью и обществом.


Разъяснения по вопросу проведения строительного контроля. . Проверенные линзы Adria Neon, отличного качества тут.
При поддержке: